Изменение начисления "транспортного сбора"

"Транспортный сбор" - налог с владельцев транспортных средств. По идее средства от его сбора должны идти на поддержание и развитие дорожной инфраструктуры, а на практике...
В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект кабинета министров за № 3309 "О минимизации влияния мирового финансового кризиса на экономику Украины". Среди всех абсурдных предложений (вместо общепринятого для таких ситуаций облегчения налогового бремени он предусматривает только увеличение многих существующих налогов и появление новых) так же предлагается увеличить и налог с владельцев транспортных средств. Это предложение в очередной раз всколыхнуло волну споров о справедливости существующей в Украине системы начисления этого налога в зависимости от рабочего объема двигателя.

В мире существуют три основные схемы начисления этого налога - в зависимости от рабочего объема двигателя, мощности и количества потребляемого топлива. (Во многих странах применяются его корректировки в зависимости от экологических показателей автомобиля, передаточных числе в коробке передач (Франция), длины автомобиля и наличия парковочного места у владельца (Япония) и т.д.)
Основные особенности этих схем начисления налога:
- в зависимости от рабочего объема двигателя: не учитывает степень совершенства конструкции автомобиля и интенсивность его эксплуатации (и, соответственно, степень воздействия на дороги и окружающую среду) - налог с владельца ГАЗ-3110 "Волга" (95 л.с.), который накатывает в поездках на дачу 5 тыс км в год и с владельца BMW 523 (175 л.с.), который интенсивно ездит круглый год, будет одинаков.
- в зависимости от мощности двигателя: так же не учитывает интенсивность эксплуатации автомобиля и требует более громоздкой системы учета базы налогообложения в налоговой инспекции;
- в зависимости от количества потребляемого топлива: самая оптимальная схема - чаще всего данный налог включают в стоимость топлива; следовательно, чем более мощный автомобиль и чем интенсивней его эксплуатирует владелец, тем больше он уплатит данного налога в казну; Автомобиль стоит в гараже для "парадных выездов"? Тогда и налога будет уплачено сущие копейки.

Что нам принесет изменение принципов начисления налога с владельцев транспортных средств? Давайте подумаем вместе. Только важно не забыть один принципиальный момент - любое реформирование должно обеспечить, как минимум, тот же объем поступлений в казну. А желательно больше. Итак:

Налогообложение в зависимости от мощности двигателя уровняет владельцев в зависимости от эксплутационных показателей автомобилей: владелец современного автомобиля Volkswagen с двигателем 1,4TFSI (турбонаддув, 140...170 л.с.) будет платить столько же, сколько и владелец современного же автомобиля с двигателем 2,0 и такой же мощности. В настоящее время они платят 56 грн и 200 грн в год соответственно. Столько же платит и владелец Opel Vectra A 2.0 (20 лет, 112 л.с.). Но для перехода на такую схему необходимо провести колоссальный объем работ по "переводу" имеющейся базы учета автомобилей в новое измерение. И если не возникает особых проблем с автомобилями отечественного производства и иномарок, ввезенных после середины 90-ых годов прошлого столетия (на них при ввозе получались сертификаты соответствия с указанием мощности), то что делать с более старыми иномарками? Да и сведение баз ГАИ и выданных сертификатов на "свежие" автомобили тоже не делается за один день... Возникает закономерный вопрос: кто за это будет платить? Ответ прост: автовладельцы. Как? Да как раз через увеличенную ставку налога! В ней учтут эти самые разовые организационные издержки, но на постоянной основе! Так же стоит добавить к этому массовую замену технических паспортов на автомобили, на которой заработают "свои люди", продающие эти кусочки пластика практически по цене золота. А если учесть, что весь автопарк в Украине более 10 млн автомобилей?
И все-таки как расчет такого налога может выглядеть на практике? Сейчас для автомобилей с рабочим объемом двигателя 1,5...1,8 литра действует ставка 5 грн за 100 куб см. Следовательно, сегодня для автомобиля с двигателем 1,8 литра: 18*5 = 90 грн в год. Основная масса автомобилей с такими двигателями у нас развивает 100...120 л.с. Значит ставка налога будет лежать не ниже диапазона 0,9...1 грн за 1 лошадиную силу (+ затраты на организационные издержки, но я боюсь их даже оценивать). Даже при минимальной ставке 0,9 грн за 1 л.с.:
Opel Vectra A (1988 год, 90 л.с.): 90*0,9 = 81 грн.
Opel Vectra B (1998 год, 116 л.с.): 116*0,9 = 104,4 грн.
Ну и самый типичный современный автомобиль с двигателем 1,8 литра - Honda Civic VIII (2006 год, 140 л.с.): 140*0,9 = 126 грн.
Плюс как минимум 10% на компенсацию организационных издержек. Плюс недешевый новый технический паспорт с огромными очередями в МРЭО. Так что владелец современного автомобиля будет платить примерно в 2...2,5 раза больше, чем сейчас.

Включение данного налога в стоимость топлива выглядит очень простым - платежи владельца пропорциональны интенсивности его передвижений, уменьшается нагрузка в налоговой инспекции "на местах", косвенно стимулируется эксплуатация более совершенных автомобилей (а совершенствование проявляется, в том числе, и в снижении расхода топлива), и т.д. Но есть три основные проблемы:
1. Такая схема не предусматривает предоставления льгот. Замена льгот на адресную денежную компенсацию приведет к результату, аналогичному компенсациям перевозчикам за льготных пассажиров - если и компенсируют, то намного позже и частично. Электорат не поймет. Так же налог придется платить всем независимо от социального положения и наличия корочек. А наши власть предержащие платить налоги не любят.
2. В розничной торговле топливом в нашей стране во всю процветают черные схемы. То есть необходимо будет заставить операторов этого рынка выводить свои обороты на белый свет. А у них достаточно денег для того, что бы не допустить любую такую идею. Значит, придется закладывать в тариф оплату "за соседа", как это принято у поставщиков коммунальных услуг в нашей стране. Реакцией на это будет пункт первый.
3. Такая схема не обеспечивает прогнозируемости поступления средств в казну - все зависит от текущей интенсивности поездок. Соответственно если в стране наступает тяжелая экономическая ситуация, то уменьшается количество поездок и, следовательно, поступления. Хотя надо наоборот. Сделать налог оперативно регулируемым кабинетом министров? Тогда он будет использоваться для латания дыр в бюджете и, как следствие, к пункту первому.
И все-таки как расчет такого налога может выглядеть на практике? Сейчас для автомобилей с рабочим объемом двигателя 1,5...1,8 литра действует ставка 5 грн за 100 куб см. Следовательно, сегодня для автомобиля с двигателем 1,8 литра: 18*5 = 90 грн в год. По оценкам средний пробег легкового автомобиля в нашей стране составляет около 15 тыс км в год. При этом автомобиль с двигателем 1,8 потребляет около 10 л/100 км. Следовательно, в цену бензина надо заложить хотя бы 0,06 грн. Но согласитесь, что при цене 1 литра бензина А-95 в районе 5,5...6 грн такая надбавка выглядит смешной. Да и оплату "за дядю" тоже надо учесть. Следовательно, если добавлять, то хотя бы 0,2 грн. Что можем получить в итоге:
Для среднестатистического автомобиля уплата налога за год составит 1500 литров * 0,2 грн = 300 грн.
Каждый день поездки дом-работа-дом; по выходным в супермаркет за продуктами и иногда в гости; раз в год съездить на море. Все это легко приводит к ежегодному пробегу в 25 тыс. км, что составит 500 грн налога в год с такого же автомобиля.

А если учесть, что при таком реформировании будут стремиться увеличить поступления в бюджет, то какие цифры мы получим? Вы готовы оплачивать такие изменения с учетом состояния наших дорог?

обновлено 03.11.2008

PS
Законопроект был принят 31.10.2008. Раздел об изменении размера налога с владельцев транспортных средств и акцизного сбора исключили. Хоть в чем-то наши законотворцы проявили здравый смысл.


Возвращаясь к теме транспортного сбора, заложенного в стоимость

Возвращаясь к теме транспортного сбора, заложенного в стоимость топлива:

По поводу перехода на такую схему я написал в частности следующее:

3. Такая схема не обеспечивает прогнозируемости поступления средств в казну - все зависит от текущей интенсивности поездок. Соответственно если в стране наступает тяжелая экономическая ситуация, то уменьшается количество поездок и, следовательно, поступления. Хотя надо наоборот. Сделать налог оперативно регулируемым кабинетом министров? Тогда он будет использоваться для латания дыр в бюджете и, как следствие, к пункту первому.
И все-таки как расчет такого налога может выглядеть на практике? Сейчас для автомобилей с рабочим объемом двигателя 1,5...1,8 литра действует ставка 5 грн за 100 куб см. Следовательно, сегодня для автомобиля с двигателем 1,8 литра: 18*5 = 90 грн в год. По оценкам средний пробег легкового автомобиля в нашей стране составляет около 15 тыс км в год. При этом автомобиль с двигателем 1,8 потребляет около 10 л/100 км. Следовательно, в цену бензина надо заложить хотя бы 0,06 грн. Но согласитесь, что при цене 1 литра бензина А-95 в районе 5,5...6 грн такая надбавка выглядит смешной. Да и оплату "за дядю" тоже надо учесть. Следовательно, если добавлять, то хотя бы 0,2 грн. Что можем получить в итоге:
Для среднестатистического автомобиля уплата налога за год составит 1500 литров * 0,2 грн = 300 грн.

И вот сегодня встретил материал о законопроекте №3030-12, предлагающем включить налог с владельцев транспорных средств в цену топлива
В частности там предлагается ввести сбор на уровне 6%. Если принять среднюю цену топлива на уровне 4,85 грн без НДС за литр А-95, то получим транспортный сбор на уровне 0,291 грн. Уже больше моих октябрьских предложений. А ведь сбор могут взимать с цены с НДС, как это сделал Кабмин под руководством Ю. Тимошенко в 2005 со сбором в Пенисонный Фонд с услуг мобильной связи. И тогда мы получим уже 0,349 копеек с литра.
Так же в законопроекте предлагают предусмотреть льготы для фермеров, скорой помощи, пожарных и т.д. То есть и для махинаций основы уже заложены.
В результате, если такой закон примут, мы станем платить за топливо больше (хорошая поддержка общества в период кризиса, правда?), и дай-то Бог что бы именно на ремонт дорог средства поступали в объеме, не меньше, чем сейчас...
И вот еще момент: Никто не думает о механизме перехода на такую схему с ныне действующей. Я оплатил транспортный сбор на текущий год исходя из рабочего объема двигателя и тут, допустим, с 1 сентября переходят на новую схему. Кто-то сделает мне перерасчет ранее уплаченных налогов и вернет разницу? А ведь речь идет о миллиардах гривен, которых остро не хватает чиновникам для разграбления...

Post new comment

  • Allowed HTML tags: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Lines and paragraphs break automatically.
  • You can use BBCode tags in the text.
  • Textual smileys will be replaced with graphical ones.

More information about formatting options

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.