VIN: Проблемы создания структуры VIN

Оглавление раздела о VIN кодах автомобилей

При разработке структуры стандарту автопроизводители сталкиваются с той же проблемой, что и на других предприятиях при разработке системы кодов (артикулов) для учета своей продукции: однозначная идентификация товарных объектов с использованием ограниченного набора символов. Поэтому на каждом предприятии это проблему решают по своему.
Суть проблемы в том, что часто нет однозначного способа соотнести реальную единицу учитываемого товара (как объекта физического мира) и виртуальную единицу этого же товара, представленную в виде записи электронной таблицы используемой базы данных. Проще говоря, глядя на упаковку каких-нибудь булавок, мы порой теряемся в догадках: какая именно строка справочника «Номенклатура» соответствует этому предмету. Две наиболее известные попытки стандартизировать эту ситуацию в мировом масштабе - использование штрих-кодов (EAN и др.) и VIN для транспортных средств (стандарт ISO 3779:1983). При этом для штрих-кодов необходимо учитывать, что они не несут никакой информации о свойствах товара, в них заложены только числовые коды: уникальный код предприятия-производителя (выдается регистратором кодов системы) и некий номер данного товара с данной упаковкой (присваивается самим производителем). Естественно, что возникают случаи (ошибки) когда:

  • данные коды не уникальны (предприятию не хватило диапазона кодов, чтобы закодировать весь перечень выпускаемых на рынок вариантов товар-упаковка; производитель присвоил товару «чужой» код (например, некоторые китайские фирмы));
  • код присвоенный товару, в последствии был заменен другим;
  • коду товара, который уже не выпускается некоторое время, дается "вторая жизнь" - его начинают использовать для обозначения других товаров;

[последний вариант постоянно встречается и в VIN транспортных средств и будет описан ниже]
Для внутреннего учета своих товаров производители строят свои системы кодирования. И тут кто на что горазд: ведь для разных товаров существует свой набор ценных характеристик (для гвоздей важна длина, для одежды - коллекция моделей, цвет, размер и т.д.).

Т.к. в мире транспортных средств единица товара имеет значительную материальную ценность и потенциал воздействия на окружающий мир, то введением стандарта ISO 3779:1983 была предпринята попытка присвоить каждой единице свой уникальный номер, который бы мог как можно большему количеству людей выдать информацию об основных "учетных" свойствах любого транспортного средства: слева-направо идет уточнение "родословной" транспортного средства по шкале страна -> производитель -> модель -> год производства -> серийный номер. Но и из этого правила есть исключения:

  • Иранский производитель Iran Khodro присваивает своим автомобилям (все они базируются на платформах Peugeot) VIN, начинающийся с кода IN1 [стандарт не допускает использовать в VIN буквы I, O, Q из-за схожести их начертания с цифрами]; А если букву I заменить на 1, то VIN станет отвечать заводу компании Nissan в США или же заводу компании Nummi тоже в США; А ISO и SAE вообще знают о существовании Iran Khodro?;
  • Все автомобили фирмы Renault несут один и тот же WMI - VF_ независимо от места производства - Франция или Турция; Только сделанные в Испании автомобили имеют WMI - VS5; Аналогичная ситуация с VIN автомобилей Ford, Fiat производства в Европе и Турции и т.д.;

С годом выпуска схожая ситуация:

  • BMW, Mercedes-Benz, Nissan, Peugeot вообще не указывают в VIN год выпуска;
  • Европейский Ford год выпуска указывает не в 10-ой позиции VIN, а в 11-ой; а в 12-ой позиции кодирует месяц выпуска;
    • А вот с описательной частью (4...9 знаки VIN) самые большие нюансы. Многие производители пытаются в этих шести символах объять необъятное - и тип кузова, и модель, и двигатель, и основные нюансы исполнения (с какой стороны руль, тип трансмиссии и т.д.). Самые тяжелые случаи в этом случае демонстрирует концерн VAG для своих марок AUDI и VOLKSWAGEN. Особенно для американского рынка - на схожих кодах могут "сидеть" Audi A4 и A6 Quattro (неужели полноприводность настолько меняет автомобиль, что модели надо давать другой код?). А если еще добавить к "американцам" и обозначение двигателя? Шифрование двигателя в VIN является самой проблематичной позицией - при регулярных заимствованиях силовых агрегатов друг у друга, подготовке разных исполнений для разных рынков и увеличения рабочего объема приходится это отображать в VIN. Получающуюся при этом чехарду можно наблюдать на примере тех же VOLKSWAGEN (5-ый знак в варианте VIN для американского рынка) - тут без поллитры не разберешься Smiling Кстати компания GM-DAT (наследница почившей в бозе компании "DAEWOO Motor Co"), которая сейчас выпускает в Корее бюджетные автомобили под маркой Chevrolet, уже столкнулась с этой проблемой несмотря на всего лишь 20-летнюю историю и достаточно узкую палитру устанавливавшихся двигателей - 8-ой знак VIN обозначает установленный двигатель и тут уже встречаются повторы: например, G - это и 1.5-литровый древний двигатель на Daewoo Racer и современный 3.2-литровый опелевский двигатель на Chevrolet Captiva.
      По моему мнению образцом для подражания тут является Mercedes-Benz, который создал самую строгую систему формирования VIN - воистину "немецкий порядок"! VIN содержит стандартный код WMI, затем 3 цифры заводского кода модели (без первой буквы, обозначающей тип кузова - седан, купе, универсал, родстер, кабриолет и т.д.), тип двигателя (бензиновый или дизельный) в сочетании с типом трансмиссии (привод на одну ось или полный) и с какой стороны установлен руль. Да - из VIN автомобилей Mercedes-Benz нельзя узнать год выпуска и какой двигатель был установлен, но эту информацию можно получить у официальных дилеров вместе с большим количеством других сведений - распечатка из фирменной базы данных содержит все от модели двигателя и цвета обивки салона до рынка, для которого этот автомобиль был изготовлен и даты отгрузки с заводского склада. Так что на не указание модельного года в стандарту, на чем настаивает стандарт, немцы похоже пошли сознательно. Зато эта структура имеет очень высокий запас прочности - в обозримом будущем возможны только добавления сочетаний типов двигателей (газовые, водородные, гибридные) и трансмиссий (индивидуальные мотор-колеса, к примеру).
      Ну и как же не упомянуть классический пример шифрованных кодов BMW? Smiling В VIN BMW можно почерпнуть только два "знания" - место производства по WMI и рассчитать контрольную сумму всего VIN и сравнить ее с 9-ым знаком - это защита от перебивки VIN. Если хотите узнать больше - добро пожаловать к официальным дилерам. Их распечатка будет содержать даже более подробную информацию, чем у Mercedes-Benz. В интернете достаточно часто встречаются "справочники", составленные на ограниченном наборе данных - берутся VIN нескольких однотипных автомобилей BMW и путем сравнения из них вытаскивают общие составляющие. Но в таких случаях вероятность получить ошибочную расшифровку VIN очень высока.


Re: VIN: Проблемы создания структуры VIN

Sehr wertvolle Informationen! Empfehlen!

Добавлен

Post new comment

  • Allowed HTML tags: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Lines and paragraphs break automatically.
  • You can use BBCode tags in the text.
  • Textual smileys will be replaced with graphical ones.

More information about formatting options

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.