Публикуется на правах рекламы
Сложность эксплуатации – вот что пугает неопытных автомобилистов в газовых
технологиях. Однако современные системы не требуют вмешательства водителя – об этом
рассказывает представитель компании «Пегас».
Главной особенностью системы распределенного впрыска газа является удобство
эксплуатации. Даже неподготовленный водитель может спокойно ездить на газе, как на
бензине, потому что за переключение топливных режимов и впрыск пропан-бутана отвечает
электронный блок управления (ЭБУ), который настраивается после монтажа. По ссылке
читайте об особенностях установки и настройки ГБО 4.
Далее речь пойдет об эксплуатации газобаллонных установок.
Важно понимать, что холодный пуск и прогревание двигателя осуществляются на бензине. Нужно,
чтобы температура охлаждающей жидкости (ОЖ) достигла хотя бы 40°C, иначе процесс
преобразования пропана из сжиженного состояния в парообразное останется незавершенным.
Это увеличивает нагрузку на редуктор-испаритель, а также способствует образованию смолистого
налета на штоках газовых форсунок.
Бензольные смолы входят в состав пропана всегда (из них состоят также ароматические добавки в
газе), и при недостаточном прогревании они легко конденсируются. Именно этот конденсат и
превращается в липкий налет, который «убивает» газовые форсунки.
Функция холодного пуска на газе в ГБО предусмотрена – для этого водителю нужно переключить
машину на пропан принудительно с помощью кнопки в салоне. Однако эта способность нужна в
аварийных ситуациях: закончился бензин, сломался бензонасос или неисправна бензофорсунка. В
остальных случаях машина прогревается на основном топливе, а затем автоматически
переключается на газ. Электроника это сделает сама – водитель может даже и не заметить
перехода, разве что если специально отслеживать реакции на педаль акселератора или следить за
индикацией кнопки.
Отметим, что для получения одинакового количества энергии требуется сжечь больше пропан-
бутана. Это связано с физическими и химическими особенностями углеводородов. Газовый
расход всегда выше бензинового – примерно на 15%. Не рекомендуем добиваться на газе
идентичных показателей с бензином. Это нарушит состав топливовоздушной смеси. Ее обеднение
или обогащение всегда приводят к проблемам с клапанами, поршневой системой, головкой блока
цилиндров (ГБЦ), катализатором и турбиной, если автомобиль турбированный. Одним словом,
отклоняться от стехиометрии нельзя. Корректность впрыска проверяется при диагностике.
Машина эксплуатируется на газе, пока мотору хватает энергии от его горения (окисления). Однако
на высоких оборотах (свыше 4500 об./мин.) газа не хватает, поэтому машина с бюджетным ГБО на
борту автоматически переходит на бензин. Мастер настраивает момент перехода при
регулировках системы после монтажа. Когда в электронном блоке (ЭБУ) есть нужные прошивки,
что характерно для более дорогих комплектаций, то для повышенных оборотов можно настроить
довпрыск бензина. Ну, а на продвинутых установках можно настраивать «совместный впрыск»
пропана и бензина, начиная с холостых.
Способность ЭБУ комбинировать два вида топлива обязательна для авто с непосредственными
двигателями, в которых отключать бензофорсы в газовом режиме нельзя. Во всяком случае, без
риска их сломать. Как правило, такие системы требуют грамотной инсталляции, но не донастроек.
Какая комплектация ГБО подойдет конкретно вашему авто, узнавайте у нашего консультанта.