Разместил в своем бортовом журнале запись об установке модуля DRL в своем Chevrolet Lacetti и возник один вопрос, на который попытаюсь найти ответ:
Не будем обсуждать зачем это надо. Исходим из того, что принято решение ездить постоянно с включенным ближним светом или ходовыми огнями (они же "дневной свет", они же DRL (Day Running Light), они же DTR (Day Time Running (?)) и так далее). Не важно, кто принял это решение - Вы сами или государство (Канада, Скандинавские страны, все новые автомобили в странах Евросоюза с 2012 года и так далее). Так что выгоднее - ездить с включенным ближним светом или установить эти самые "ходовые огни"? Давайте посчитаем:
При движении с включенным ближним светом, энергия тратится на следующих потребителей:
Итого набегает 175 Вт.
В случае использования DRL на 30% мощности ламп дальнего света затраты составят 55 Вт * 0.3 * 2 = 33 Вт.
Разница в потреблении будет 175 Вт - 33 Вт = 142 Вт.
Давайте теперь посчитаем сколько часов в год можно проехать на DRL (то есть то время, когда световые приборы не используются для освещения дороги, а только для обозначения транспортного средства на ней):
Возьмем типичный городской автомобиль, который каждый день с 8 до 9 везет Вас на работу, а с 18 до 19 - обратно домой. Тогда минимум времени в пути, когда достаточно DRL, по моему мнению, будет выглядеть так:
Итого 612 часов. По моим косвенным ощущениям я больше двигаюсь в выходные дни и полтора часа на путь с работы домой для меня тоже не редкость. Поэтому для себя я принимаю цифру 700 часов.
Итого получаем 142 Вт * 700 часов = 99.4 кВт*ч в год разницы между ездой с ближним светом и ходовыми огнями.
Сколько топлива уйдет на это?
К.П.Д. промышленных генераторов лежит в диапазоне 0.9...0.96 У нас не промышленные генераторы, а подешевле и работают в широчайшем диапазоне температур и нагрузок. Поэтому принимаем К.П.Д. генератора равным 0.9
К.П.Д. клиноременной передачи лежит в диапазоне 0.9...0.98. Так же ремни бывают разные по качеству, систем постоянного натяжения нет, работа в широком диапазоне температур и при обильном "жирном" загрязнении. Поэтому К.П.Д. передачи тоже принимаем равным 0.9
Итого суммарный К.П.Д. нашей "генераторной установки" составляет 0.9 * 0.9 = 0.81
Следовательно для производства 99,4 кВт*ч двигатель должен произвести 99.4 / 0.81 = 122.7 кВт*ч.
Удельный расход топлива в г/кВт*ч современных (!) исправных (!) ДВС на частичных нагрузках примерно такой:
- бензиновые двигатели: 220...260 г/кВт*ч
- дизельные двигатели: 170...190 г/кВт*ч
Принимаем средние значения:
- бензиновые двигатели: 240 г/кВт*ч
- дизельные двигатели: 180 г/кВт*ч
Итого затраты топлива составят, кг:
- бензиновые двигатели: ( 99.4 кВт*ч) * (240 г/кВт*ч) / 1000 / 0.81 = 29.45 кг
- дизельные двигатели: ( 99.4 кВт*ч) * (180 г/кВт*ч) / 1000 / 0.81 = 22.09 кг
Плотность топлива:
- бензин: 730...780 кг/м3, принимаем 760 кг/м3
- дизель: 830...860 кг/м3, принимаем 840 кг/м3
Переводим вес топлива в объем:
- бензин: (29.45 кг) / (760 кг/м3) * 1000 = 38.75 л
- дизельное топливо: (22.09 кг) / (840 кг/м3) * 1000 = 26.30 л
Итого прямой экономический эффект составит:
При цене 1л бензина в 11.30 грн получаем 437.90 грн ($53)
При цене 1л дизтоплива в 10.50 грн получаем 276.11 грн ($34)
Так как мне модуль DRL обошелся в 401 грн с установкой, то он окупится меньше, чем за 1 год. Можно добавить еще и косвенный экономический эффект от уменьшения нагрузки на все электрооборудование автомобиля и особенно продление срока службы ламп ближнего света: у меня газоразрядные (ксеноновые) лампы служат 2 года, а до этого как-то зимой поменял за 4 месяца 3 галогенные лампы пр-ва Osram с улучшенным спектром свечения. Сомнения в подлинности ламп нет...
Замена ближнего света на передние противотуманные фонари ничего не дает - те же 55(50) Вт на лампу.
Добавление же их (часто такое вижу) наоборот приводит к увеличению разницы затрат до 777.12 грн ($94.5) и до 490 грн ($60) для бензинового и дизельного автомобилей соответственно.
Посмотреть методику расчетов можно здесь или скачать сам файл в формате MS Excel 2007 здесь. Не согласны с методикой расчетов? Давайте обсуждать.
Re: Насколько выгодны ходовые огни?
Вот написал при расчете:
Я выезжаю на работу в районе 8 часов утра. Ближний свет включал только в диапазоне ± неделя вокруг 22 декабря. Все остальное время вполне достаточно ходовых огней если нет снегопада или просто очень пасмурного неба. Так что годовой объем в 700 часов езды только с ходовыми огнями, который я принял в расчете, очень даже реален.
Ну и не забывайте, что с 15.04.2013 в Украине вводится обязательное использование ближнего света фар или ходовых огней при движении между населенными пунктами с 1 октября по 1 мая. Можно ожидать настоящего "бума" 20...21 и 28...29 апреля метров так через сто после окончания границ крупных населенных пунктов
Post new comment