Продолжение. Начало здесь.
Одно из расхожих утверждений среди спорящих на тему "колхозного ксенона" (газоразрядных ламп, установленных в обычные фары под галогенные лампы): яко бы его можно ставить в фары прожекторного типа (народные названия: "прожекторы, "линзованная оптика", "световые пушки" и т.д.), а в фары, где световой пучок формируется рефлектором или светорассеивателем (стекло фары с особой поверхностью) нельзя - именно такие варианты слепят встречных водителей. Давайте порассуждаем на эту тему:
С 1957 года в Европе принято асимметричное светораспределение с лучшим освещением «пассажирской» обочины и с четкой светотеневой границей. При этом правилом №38 ЕЭК ООН нормируется форма светого пучка (он должен быть обрезан в левой верхней части) и освещенность в разных направлениях (проверяется в 20 контрольных точках). Пример эталонного светового пучка и основные контрольные точки, влияющие на освещенность дороги и ослепление встречных водителей, приведены на рисунке ниже:
Яркость свечения в точках "0-0" и "B50L" прямо влияет на ослепление встречных водителей. Даже просто некачественные галогенные лампы могут давать засветку в этих точках в 3...4 раза выше допустимой. А что тогда говорить о неправильно установленных ксеноновых лампах или галогенных лампах повышенной мощности (80...100 Вт), которые запрещены к использованию на дорогах общего пользования?
В самых распространенных фарах с использованием ламп H4 такая форма светового пучка достигается с помощью таких средств:
1) Спираль ближнего света, в отличие от спирали дальнего света, выведена из фокуса отражателя вперед и смещена выше - таким образом достигают уменьшения освещенности верхнего сегмента;
2) снизу спираль внутри колбы прикрыта специальным экраном, который и обеспечивает необходимую обрезку освещенной зоны по верхнему краю.
При режиме включении дальнего света работает нить, которая расположена в фокусе и освещает всю поверхность отражателя.
Дальнейшее формирование правильного освещения дороги и обочины возлагалось первоначально на рассеиватель (прикрывающее фару снаружи стекло), который состоит из множества по разному ориентированных поверхностей, каждая из которых отвечает за освещение своего участка. В 90-ых годах прошлого века получили распространение фары, где формирование светового пучка возлагалось на отражатель - то самое "рифление" было перенесено с рассеивателя на поверхность отражателя, что позволило применять фары произвольной формы (отражатель рассчитывается с использованием мощных компьютеров) и сделать рассеиватель из пластика и полностью прозрачным ("кристальным"). Последним свойством активно воспользовались автопроизводители при рестайлинге выпускающихся моделей - смена привычных "матовых" фар на "кристальные" была очень заметной. Но фары рефлекторного типа имеют два существенных недостатка: они не позволяют существенно уменьшить их размеры (требования аэродинамики и дизайна) и так как это далеко не точечный источник света, то тяжело бороться с ослеплением встречных водителей из-за дифракции лучей на неизбежных дефектах поверхности отражателя и рассеивателя.
Выходом стали "прожекторные" фары компании "Hella", впервые примененные на BMW 7 серии в 1986 году: используя отражатель эллипсоидной формы лучи света фокусируют во втором фокусе отражателя, где они "подрезаются" специальным экраном для придания правильной светотеневой границы, а затем лучи еще раз фокусируются линзой. Такая фара намного ближе по характеристикам к точечному источнику света и, соответственно, меньше ослепляет встречных водителей. Естественно, что такие фары получили распространение в автомобилях верхнего ценового сегмента: они дороже рефлекторных и в них можно применять только однонитиевые лампы, что вынуждает устанавливать на автомобиле более дорогую "четырехфарную" схему головного освещения для обеспечения ближнего и дальнего света.
Именно в такие фары впервые были установлены ксеноновые лампы производства "BOSCH" в 1991 году на BMW 750. Это были лампы D1S...
Ксеноновые лампы существуют 8 видов. Все они имеют одинаковую колбу (непосредственно излучающий элемент) и отличаются только вариантным исполнением цоколя, специальным покрытием на колбе и исполнением электронной части. Краткая сравнительная таблица:
Обозначение лампы по ECE/DIN
|
||||||||
D1S
|
D1R
|
D2S
|
D2R
|
D3S
|
D3R
|
D4S
|
D4R
|
|
Цоколь |
PK32d-2
|
PK32d-3
|
P32d-2
|
P32d-3
|
PK32d-5
|
PK32d-6
|
P32d-5
|
P32d-6
|
Мощность, Ватт |
35
|
35
|
35
|
35
|
35
|
35
|
35
|
35
|
Напряжение, В |
12
|
12
|
12
|
12
|
42
|
42
|
42
|
42
|
Встроенный блок зажигания |
да
|
да
|
да
|
да
|
||||
Тип фары для применения |
прожекторная
|
рефлекторная
|
прожекторная
|
рефлекторная
|
прожекторная
|
рефлекторная
|
прожекторная
|
рефлекторная
|
Изображение |
Как видите речь идет, по сути дела, об одной и той же лампе, где на цоколе сделаны специальные вырезы или"шипы" для того, чтобы ее нельзя было вставить в фару другого типа. Эта лампа может быть с прицепленным к хвостовику блоком розжига или без него (маркировка D1_, D3_ и D2_, D4_ соответственно); может быть рассчитана на напряжение бортовой сети в 12В или 42В (лампы D3_ и D4_); быть предназначенной для фар рефлекторного или прожекторного типа (лампы D_R и D_S соответственно). Последнее деление сделано из-за особенностей формирования светотеневой границы в фарах этих двух типов - на лампы под фары рефлекторного типа нанесена специальная полоса черной краской, выполняющая функции аналогичные экрану внутри колбы той же лампы H4 (см. рисунок к лампе D2R).
Так же прошу обратить внимание на то, что ксеноновые лампы в фарах рефлекторного типа встречаются достаточно широко в заводских комплектациях автомобилей. Приведу только некоторые примеры:
Марка, модель | Период выпуска | Блжний свет | Дальний свет | Примечание |
---|---|---|---|---|
Mini One (Cooper) | 2001 -> 2006 | D2R | H7 | Свет рассеивается отражателем |
Citroen C5 | 2001 -> 2008 | D2R | H1 | |
Fiat Stilo | 2001 -> | D2R | H1 | |
Lexus LS400 | 1997 -> 2000 | D2R | HB3 | Свет рассеивается стеклом фары |
Lexus LS430 | 2000 -> 2006 | D2R | HB3 | Свет рассеивается отражателем |
Lexus SC430 | 2001 -> 2005 | D2R | HB3 | После рестайлинга ближний свет с использованием прожекторных фар |
Mercedes-Benz C-class (W202) | 1993 -> 2000 | D2R | H7 | Свет рассеивается стеклом фары |
Mercedes-Benz C-class (W203) | 2000 -> | D2R | H7 | Свет рассеивается отражателем |
Mercedes-Benz E-class (W210) | 1995 ->2002 | D2R | H7 | Свет рассеивается стеклом фары |
Mercedes-Benz M-class (W163) | 1998 -> 2005 | D2R | H7 | C 02/98 дополнительно появился вариант с биксеноном - обе фары прожекторного типа (лампа D2S) |
Mercedes-Benz S-class (W126) | 1991 -> 1992 | D2R | H4 | Свет рассеивается стеклом фары |
Mercedes-Benz S-class (W140) | 1992 -> 1998 | D2R | H7 | Свет рассеивается стеклом фары |
Mercedes-Benz S-class (W220) | 1998 -> 2006 | D2R | H7 | Свет рассеивается стеклом фары. После рестайлинга ближний свет с использованием прожекторных фар |
Nissan 350Z | 2003 -> | D2R | H7 | Свет рассеивается отражателем |
Nissan Maxima (A33) | 2000 -> 2004 | D2R | HB3 | Свет рассеивается отражателем |
Peugeot 607 | 2000 -> | D2R | H1 | Свет рассеивается отражателем |
Volvo S40 | 1995 -> 2003 | D2R | H7 | Свет рассеивается стеклом фары |
Volvo S60 | 2000 -> | D2R | H7 | Свет рассеивается стеклом фары |
Volvo S80 | 1998 -> 2006 | D2R | H7 | До рестайлинга свет рассеивался стеклом фары, после - отражателем |
Из этой таблицы прекрасно видно, что даже такие известные пропагандисты безопасности на дорогах как Mercedes-Benz и Volvo в настоящее время выпускают автомобили с ксеноновыми лампами в фарах рефлекторного типа. Фарах такого же типа, как используются на 98% бюджетных автомобилей, куда владельцы любят ставить не сертифицированные ксеноновые лампы китайского производства.
Какой можно подвести итог?
1. Ксеноновые лампы для фар рефлекторного типа широко используются производителями автомобилей во всех ценовых сегментах.
2. Фары прожекторного типа являются приоритетными для использования ксеноновых ламп, как более эффективно освещающие дорогу, но до полного вытеснения фар рефлекторного типа еще далеко.
3. Ксеноновая лампа в фаре рефлекторного типа ослепляет встречного водителя больше, чем в фаре прожекторного типа, но не намного больше, чем обычная галогенная лампа. [Фары прожекторного типа предпочтительней и для галогенных ламп. Об этом свидетельствует и их очень широкое распространение в автомобилях класса D.]
4. C ксеноновыми лампами, как и с галогенными, для качества освещения дороги и уменьшения ослепления встречного водителя крайне важно качество изготовления лампы. [Какое качество изготовления может быть у китайских ламп, чьи параметры не стандартизированы и нет сертификатов?]
5. Нет никаких препятствий с позиций безопасности дорожного движения, если в фару рефлекторного типа под однонитиевую лампу (H1, H7, H9, HB3 и т.д.) будет установлена качественная ксеноновая лампа: у нее должны быть прочные цоколь и колба; виброустойчивые электроды; геометрическое расположение электрической дуги относительно цоколя должно совпадать с таковым у замещаемой галогенной лампы.
6. Проблематична замена на ксеноновую лампу самой распространенной галогенной H4: экран, отвечающий за светотеневую границу, не получится разместить внутри колбы, а его размещение снаружи колбы делает затруднительной установку лампы в патрон; так же придется лишиться дальнего света. [варианты с подвижной колбой лампы или регулировкой фар на "трассовый ближний" (что-то среднее между ближним и дальним светом фар) не рассматриваем - первые обязательно будут или некачественными или дорогими, а второй вариант несет прямую угрозу безопасности дорожного движения.]
Есть еще много других вопросов по это теме - омыватель фар, состояние отражателя фары, корректор положения фары и т.д. Но об этом в следующий раз.
tadalafil 20 mg buy
SPAM
Re: Левые сертифкаты на Нксенон
Потребитель не будет брать только тот товар, который не оправдывает его (потребителя) чаяния. К данному случаю это неприменимо - уж кому-кому, а водителю автомобиля с Нксеноном его же лампы не слепят
Государство ввело систему сертификации и стандартизации. Эти орды чиновников живут за счет налогоплательщиков. Эти орды чиновников за взятки допускают на рынок некачественный товар. Поэтому именно государство должно изъять товар, наказать виновных и компенсировать свои затраты на это за счет поставщиков заведомо некачественного товара.
Великолепный, кстати, ответ - как видите, чинуши никогда ни за что не будут нести ответственность.
Re: Нестандартные источники света
Видны. Насколько? Надо выяснять. Да и не сомневаюсь что всякие "плюсы видимости" при этом будут отличаться от "классической" лампы
Во во! Вопрос намного глобальней и серьезней. Но толпе скормили то, что "на виду" и толпа довольна. А "галогенную смерть" при этом везут и везут в больших количествах...
"Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно".
Почему-то тот же Osram призывает менять лампы каждые полтора года... Неужели только ради прибыли?
Re: Левые сертифкаты на Нксенон
А как-же "невидимая рука рынка", на которую так уповали в 80-90е годы? Типа покупатели сами не будут брать барахло и его продажа будет невыгодна?
Кто должен изымать некачественный товар? На основании чего?
Насчет убытков уже ответил
Государство не может и не должно контролировать каждый шаг физических и юридических лиц.
Государство устанавливает "правила игры" и использует институт органов сертифкации.
Убытки должны компенсировать их прямые виновники.
Чиновник-нарушитель - это не государство. В том плане что политика государства не состоит в том - разрешать воровать, коррупционировать и тп. И ваше предложение компенсировать за счет абстрактного "государства" на самом деле ведет к тому что убытки понесут граждане государства, из чьих налогов и состоит в конечном итоге бюджет. Поэтому платить должен тот, по чьей вине допущены нарушения. Иначе он выйдет сухим из воды и его ничего не остановит повторить нарушение - когда в итоге он получает выгоду (взятку например), а за нарушение ему ничего не грозит.
PS У меня вернулся пробный шар из Роспотребнадзора. Цитирую содержательную часть:
При том что в обращении были процитированы Технический регламент со ссылкой на Правила ЕЭК ООН, Сами Правила ЕЭК ООН № 99 со спецификациями, указание - по каким именно параметрам Нксенон не соответствует спецификациям.
И то что есть статьи КоАП РФ, которые предусматривают штрафы и изъятие товаров, не соответсвующих требованиям Технических регламентов.
Нестандартные источники света
Вопрос - что из себя представляют пары материала спирали накаливания?
Видны ли они в принципе?
Насчет некачественных ламп совершенно с вами согласен. Они тоже слепят (по той-же причине - несоответствие параметрам стандартных источников света, на которые рассчитана оптика). И их доступ на прилавок также следует пресекать. Вопрос в некомпетентности органов сертифкации, ФТС, Роспотребнадзора.
По провисшим спиралям б/у автомобильных ламп материалов пока не видел - там расстояние небольшое, спираль достаточно жесткая и не факт что материал спирали "потечет". IMHO предотвращение деградации формы спирали в ходе эксплуатации учитывается при проектировании источников света.
Post new comment